История

Храм Казанской иконы Божией Матери — приходской храм, расположенный в селе Кощеево Родниковского района Ивановской области. Построен в 1811 году на средства прихожан. До 1918 года село Кощеево входило в Нерехтский уезд Костромской губернии. В настоящее время храм относится к Родниковскому благочинию Кинешемской епархии Ивановской митрополии Русской православной церкви. На сегодняшний день настоятелем прихода Церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Кощеево является Протоиерей о. Вадим.

В стилистике храма прослеживаются черты раннего классицизма, однако его пропорциональные и объёмные решения восходят к традициям костромской храмовой архитектуры XVII века. Объект культурного наследия России регионального значения.

Храм построен в 1811 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Приделы церкви были освящены в честь святого великомученика Фёдора Стратилата и угодника Божиего Николая Чудотворца, иконы Казанской Божией Матери. В середине XIX века сооружена церковная ограда (в том числе ворота, расположенные с западной стороны). Вскоре возведена пристройка с южной стороны колокольни, побелены кирпичные стены. В годы Советской власти церковь, в отличие от большинства других храмов района, оставалась действующей, что обеспечило сохранность её внутреннего убранства.

Пространство храма состоит из двусветного четверика, на котором располагаются пять луковичных чешуйчатых глав, пятигранной апсиды, просторной двустолпной трапезной и шатровой колокольни. Храм бесстолпный. Центральный объём перекрыт сомкнутым сводом с отверстием светового барабана, остальные барабаны — ложные. К главным декоративным элементам относятся карнизы с дентикулами, завершающие оба яруса четверика (карниз первого яруса имеет продолжение на трапезной), полукруглые сандрики над окнами, обрамлёнными плоскими наличниками, и парные пилястры, служащие для вертикального членения плоскости стен второго яруса. Аналогичные пилястры расположены по углам основного объёма. Северный фасад украшен портиком из двух пар колонн с треугольным фронтоном. Аналогичная композиция, располагавшаяся с южной стороны, утрачена.

Восьмигранный столп колокольни базируется на четверике, который с трёх сторон окаймлен двухколонными портиками с треугольными фронтонами. Особый интерес представляет конусовидный шатёр, на котором располагается 4 ряда слухов. Слухи каждого ряда имею отличную от других форму. Столп колокольни украшен пилястрами, рифмующимися с теми, которые украшают основной объём.

Главный иконостас выполнен в начале XIX века, царские врата и некоторые детали резьбы относятся к середине XIX века. Иконостас имеет четыре яруса. В центральной части расположена богато декорированная триумфальная арка, занимающая высоту в два яруса. Между ярусами находятся крепованные антаблементы, опирающиеся на коринфские колонны. Верхний ярус завершен неполным фронтоном.

Роспись основного объема также выполнена около 1811 года палешанами, роспись трапезной — в последней трети XIX века. В XX веке росписи трижды поновлялись: в 1952 году мастером Блиновым подновлены фрески апсиды и нижнего яруса четверика— в нижнем ярусе основного объёма, в 1960 году — в трапезной, в 1986 году — заново по всему объёму. В последний раз была сильно искажена цветовая гамма.

Система росписи подчинена пространственным особенностям интерьера: в боковых стенах располагаются три глубокие вертикальные ниши по световым осям и отдельные композиции помещены на выступающих и западающих участках стен, а также на откосах. Двухъярусное устройство основного объёма подчеркивается двумя гризайльными антаблементами. В то же время росписи образуют четырехъярусную композицию. Западная стена также имеет четыре ряда росписей, разделённых гризайльными антаблементами. Композиции внутри этих ярусов разделены гризайльными пилястрами и колонками.

Иконографическая программа довольно архаична. Свод занимает единая композиция «Новозаветная Троица» в окружении святых, в углах написаны евангелисты. Верхний ярус отведён событиям из жизни Адама и Евы, Авраама, Иакова, Моисея. В нижних ярусах — евангельские сюжеты, в росписях южной стены большое место отведено изображению евангельских блаженств. В откосах окон — пророки, великомученики, св. воины, месточтимые святые. На западной стене находится композиция «Страшный суд», в конхе апсиды — символическая сцена «Да молчит всякая плоть». Роспись трапезной выполнена в стиле позднего академизма и тематически соответствует посвящению устроенных в ней приделов: Николая Чудотворца и Федора Стратилата. На своде центрального нефа написаны евангелисты и отцы церкви.

Главный иконостас выполнен в начале XIX в., царские врата и некоторые детали резьбы относятся к середине XIX в.